Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 29027
1.  
i

По­сте­пен­ный про­цесс за­им­ство­ва­ния балт­ским на­се­ле­ни­ем языка, куль­ту­ры и тра­ди­ций сла­вян по­лу­чил на­зва­ние:

1) сла­вя­ни­за­ция
2) ко­ре­ни­за­ция
3) мо­би­ли­за­ция
4) на­ци­о­на­ли­за­ция
2.  
i

Пер­вым выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем ВКЛ, от­кры­тым в 1579 г., яв­ля­лась(-ся):

1) Не­свиж­ская се­ми­на­рия
2) Ви­лен­ская иезу­ит­ская ака­де­мия
3) Горы-Го­рец­кий зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут
4) Слуц­кая гим­на­зия
3.  
i

Бо­ри­со­глеб­ская (Ко­лож­ская) цер­ковь  — вы­да­ю­щий­ся па­мят­ник зод­че­ства XII в.  — была по­стро­е­на в го­ро­де:

1) По­лоц­ке
2) Грод­но
3) Ви­теб­ске
4) Слуц­ке
4.  
i

До­ку­мен­ты, в ко­то­рых в XVI  — пер­вой по­ло­ви­не XIX в. опи­сы­ва­лись фе­о­даль­ные вла­де­ния и кре­стьян­ские по­вин­но­сти, на­зы­ва­лись:

1) уни­вер­са­лы
2) ста­ту­ты
3) по­ста­нов­ле­ния
4) ин­вен­та­ри
5.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) на­ка­ну­не со­зда­ния Ве­ли­ко­го Кня­же­ства Ли­тов­ско­го (ВКЛ) сла­вя­не и балты на­хо­ди­лись на оди­на­ко­вом уров­не эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия
2) в пер­вой по­ло­ви­не XIII в. одним из самых раз­ви­тых цен­тров го­су­дар­ствен­но­сти в По­не­ма­нье яв­ля­лось Сло­ним­ское кня­же­ство
3) в 1253 г. князь Мин­довг ко­ро­но­вал­ся в Но­во­груд­ке ко­ро­ной, ко­то­рую ему при­слал папа рим­ский
4) князь Вой­шелк ушел в мо­на­стырь, пе­ре­дав власть сво­е­му брату Ге­ди­ми­ну
6.  
i

Ве­ду­щие по­зи­ции в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не XVII  — пер­вой по­ло­ви­не XVIII в. за­ни­мал мо­на­ше­ский орден:

1) иезу­и­тов
2) ба­зи­ли­ан
3) пи­а­ров
4) до­ми­ни­кан­цев
7.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт бе­ло­рус­ской мо­де­ли со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ки:

1) со­су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го и част­но­го сек­то­ров
2) при­о­ри­тет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са
3) тер­ри­то­ри­аль­ный прин­цип управ­ле­ния хо­зяй­ством
4) эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ство толь­ко со стра­на­ми СНГ
8.  
i

Опре­де­ли­те глав­ный во­прос, ко­то­рый об­суж­дал­ся на съез­дах бе­ло­рус­ских на­ци­о­наль­ных пар­тий и ор­га­ни­за­ций вес­ной  — летом 1917 г.:

1) про­ве­де­ние на­ци­о­на­ли­за­ции средств про­из­вод­ства
2) пре­кра­ще­ние Пер­вой ми­ро­вой войны и за­клю­че­ние мира
3) на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ное устрой­ство Бе­ла­ру­си
4) со­хра­не­ние еди­ной и не­де­ли­мой Рос­сии
9.  
i

Бе­ла­русь стала осу­ществ­лять не­за­ви­си­мую внеш­нюю по­ли­ти­ку с мо­мен­та:

1) вы­ве­де­ния ядер­но­го ору­жия с тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки
2) со­зда­ния Со­дру­же­ства Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств
3) при­да­ния Де­кла­ра­ции о су­ве­ре­ни­те­те кон­сти­ту­ци­он­но­го ста­ту­са
4) вступ­ле­ния в Ор­га­ни­за­цию Объ­еди­нен­ных Наций
10.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:

 

А  — со­зда­ние Эду­ка­ци­он­ной ко­мис­сии

Б  — вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством Т. Ко­стюш­ко

В  — вос­ста­ние кре­стьян в Кри­чев­ском ста­ро­стве

Г  — ка­зац­ко-кре­стьян­ская война

1) БГАВ
2) ГВБА
3) ГВАБ
4) АВБГ
11.  
i

Кре­стьян­ское вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством В. Ва­щи­лы в 1740—1744 гг. про­изо­шло в рай­о­не, ко­то­рый обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
12.  
i

Опре­де­ли­те за­ня­тие пер­во­быт­ных людей, ко­то­рое от­но­сит­ся к при­сва­и­ва­ю­ще­му (по­треб­ля­ю­ще­му) хо­зяй­ству:

1) тка­че­ство;
2) зем­ле­де­лие;
3) охота;
4) гон­чар­ство;
5) жи­вот­но­вод­ство.
13.  
i

Обес­це­ни­ва­ние денег в ре­зуль­та­те вы­пус­ка их в об­ра­ще­ние без обес­пе­че­ния не­об­хо­ди­мым ко­ли­че­ством то­ва­ров; па­де­ние по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти денег  — это:

1) ин­ве­сти­ция;
2) стаг­на­ция;
3) ин­фля­ция;
4) де­валь­ва­ция.
14.  
i

Опре­де­ли­те ме­стеч­ко, где на тер­ри­то­рии ВКЛ в XVIII в. про­во­ди­лась круп­ней­шая яр­мар­ка:

1) Клецк
2) Зель­ва
3) Вы­со­кое
4) Кой­да­но­во
15.  
i

Боль­шую часть фи­нан­со­вых и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, луч­шие кадры ру­ко­вод­ство БССР в конце 1920-х−1930-е гг. ис­поль­зо­ва­ло для раз­ви­тия:

1) сель­ско­го хо­зяй­ства;
2) сферы услуг;
3) про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства;
4) жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства;
5) транс­порт­но­го со­об­ще­ния.
16.  
i

Во внеш­ней по­ли­ти­ке Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь ис­хо­дит из прин­ци­па:

1) пе­ре­смот­ра по­сле­во­ен­ных гра­ниц;
2) вме­ша­тель­ства во внут­рен­ние дела дру­гих го­су­дарств;
3) ра­вен­ства го­су­дарств;
4) при­ме­не­ния силы в спор­ных во­про­сах.
17.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си в на­ча­ле ХХ в.

 

1)  Пе­ре­вод кре­стьян в ка­те­го­рию вре­мен­но­обя­зан­ных

2)  со­зда­ние кре­стьян­ских общин (гро­мад) с вы­бор­ным управ­ле­ни­ем

3)  со­хра­не­ние круп­но­го по­ме­щи­чье­го зем­ле­вла­де­ния

4)  вве­де­ние ху­тор­ской си­сте­мы хо­зяй­ство­ва­ния

5)  за­креп­ле­ние на­дель­ной земли в лич­ную соб­ствен­ность кре­стьян

6)  за­пре­ще­ние сдачи ка­зен­ных име­ний в арен­ду

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 235.

18.  
i

Горы-Го­рец­кий зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут был об­ра­зо­ван в ... году.

19.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия бе­ло­рус­ской куль­ту­ры во вто­рой по­ло­ви­не XIV—XV в.

 

1)  ор­га­ни­за­ция про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния

2)  по­сте­пен­ный отход от ви­зан­тий­ско-рус­ских ка­но­нов в книж­ной ми­ни­а­тю­ре

3)  пре­об­ла­да­ние ре­ли­ги­оз­ной те­ма­ти­ки в ли­те­ра­ту­ре

4)  по­яв­ле­ние на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си пе­ри­о­ди­че­ской пе­ча­ти

5)  не­зна­чи­тель­ное вли­я­ние ро­ман­ско­го стиля на ар­хи­тек­ту­ру

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.

20.  
i

За­пи­ши­те на­зва­ние ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций го­род­ско­го пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния ВКЛ в XV—XVIII вв., ко­то­рые вы­сту­па­ли про­тив уни­ат­ства и про­те­стан­тиз­ма.

21.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  один из ос­но­во­по­лож­ни­ков новой бе­ло­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, автор сбор­ни­ка «Шлях­тич За­валь­ня, или Бе­ла­русь в фан­та­сти­че­ских рас­ска­зах»

Б)  бе­ло­рус­ский поэт, автор двух по­э­ти­че­ских сбор­ни­ков: «Дудка бе­ло­рус­ская» и «Смык бе­ло­рус­ский»

В)  клас­сик новой бе­ло­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, автор дву­языч­ной ко­ме­дии-оперы «Се­лян­ка» («Идил­лия»)

ФА­МИ­ЛИЯ

1)  М. Бог­да­но­вич

2)  В. Дунин-Мар­цин­ке­вич

3)  Я. Бар­щев­ский

4)  Ф. Бо­гу­ше­вич

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер А2Б4В1.

22.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Из­вест­ный пред­ста­ви­тель эпохи Воз­рож­де­ния, поэт-гу­ма­нист. Ос­но­ва­тель бе­ло­рус­ской ре­нес­санс­ной по­э­зии. В 1523 г. в Кра­ко­ве издал поэму «Песнь о зубре», в ко­то­рой про­слав­лял бе­ло­рус­скую при­ро­ду и про­шлое ВКЛ вре­мен Ви­то­вта.

23.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СФЕРА ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

А)  поэт

Б)  скуль­птор

В)  ком­по­зи­тор

Г)  ки­но­ре­жис­сер

ФА­МИ­ЛИЯ

1)  Д. Смоль­ский

2)  С. Се­ли­ха­нов

3)  И. Доб­ро­лю­бов

4)  П. Пан­чен­ко

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б3В4Г1.

24.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

А)  за­хват гит­ле­ров­ски­ми вой­ска­ми Мо­ги­ле­ва

Б)  на­ча­ло пер­во­го этапа «рель­со­вой войны»

В)  на­ча­ло опе­ра­ции «Баг­ра­ти­он»

Г)  со­зда­ние Цен­траль­но­го штаба пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер АБГВ.

25.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБГВ.

A)  Поход князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха на г. По­лоцк;

Б)  ос­но­ва­ние По­лоц­кой епар­хии;

B)  поход князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха на г. Менск;

Г)  ос­но­ва­ние епар­хии в Ту­ро­ве.

26.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  на­ча­ло про­ве­де­ния эко­но­ми­че­ской ре­фор­мы А. Ко­сы­ги­на

Б)  вве­де­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го прин­ци­па управ­ле­ния эко­но­ми­кой (сов­нар­хо­зы)

B)  пер­вые вы­бо­ры на­род­ных де­пу­та­тов БССР на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

Г)  вве­де­ние со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВГАБ.

27.  
i

Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, вве­ден­ные в Ви­теб­ской, Мо­ги­лев­ской и Мин­ской гу­бер­ни­ях в 1911 г.,  — это__________.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

28.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

A)  фи­ло­соф, автор трак­та­та «О не­су­ще­ство­ва­нии Бога»

Б)  ис­то­рик, автор «Ис­то­рии поль­ско­го на­ро­да»

B)  мар­ша­лок и канц­лер ВКЛ, сто­рон­ник идей фи­зио­кра­тов

1)  К. Лы­щин­ский

2)  И. Хреп­то­вич

3)  А. На­ру­ше­вич

4)  И. Ко­пи­е­вич

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

29.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­изо­шед­ших во вто­рой по­ло­ви­не XVI  — XVIII в.:

1)  за­клю­че­ние Люб­лин­ской унии;

2)  битва около д. Лес­ная;

3)  ан­ти­уни­ат­ское вос­ста­ние в Ви­теб­ске.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 123.

30.  
i

Риж­ский мир­ный до­го­вор между РСФСР, Укра­и­ной и Поль­шей был за­клю­чен 18 марта___года.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

31.  
i

Пе­ре­ход, пе­ре­да­ча иму­ще­ства (земли, пред­при­я­тий, транс­пор­та, бан­ков и др.) из част­ной соб­ствен­но­сти в го­су­дар­ствен­ную  — это_______.

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние. Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

32.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го ху­дож­ни­ка:

 

Се­ле­щук, Дуда­рев, Ал­фе­ров, Дай­не­ко.

33.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБВГ.

A)  Утвер­жде­ние на­зва­ния го­су­дар­ства  — Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь;

Б)  при­ня­тие Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР;

B)  со­зда­ние СНГ;

Г)  ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС.

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  битва войск ВКЛ с та­та­ра­ми под Клец­ком

Б)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

В)  Грюн­вальд­ская битва

Г)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

1)  1323 г.

2)  1410 г.

3)  1435 г.

4)  1506 г.

5)  1529 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

35.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из до­ку­мен­та и за­пи­ши­те на­зва­ние кре­стьян­ской по­вин­но­сти, о ко­то­рой со­об­ща­ет­ся в тек­сте.

 

«Кто б после за­ка­за не вышел на ра­бо­ту, то за такое не­по­слу­ша­ние дол­жен от­ра­бо­тать за пер­вый день два дня, не по­ки­дая тер­ри­то­рии пан­ско­го двора, аза вто­рой  — че­ты­ре дня, тоже на­хо­дясь при дворе. Если кто-либо не вышел на ра­бо­ту все три дня или на про­тя­же­нии шести не­дель раз в не­де­лю, то за эту не­де­лю в цепях дол­жен ра­бо­тать при дворе».

36.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Со­бы­тие

A)  за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской цер­ков­ной унии

Б)  на­ча­ло ин­тер­вен­ции Речи Посполн­той в Рос­сий­ское го­су­дар­ство

B)  со­зда­ние Ви­лен­ской иезу­ит­ской ака­де­мии

Дата

1)  1579 г.

2)  1596 г.

3)  1609 г.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.

37.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

Сразу после при­ня­тия в 988 г. хри­сти­ан­ства у во­сточ­ных сла­вян на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции. Во главе ее стоял мит­ро­по­лит, а сама мит­ро­по­лия де­ли­лась на епар­хии, ко­то­ры­ми ру­ко­во­ди­ли А)__________. В Б)__________епар­хия воз­ник­ла около 992 г. Епар­хия в Ту­ров­ском кня­же­стве была ос­но­ва­на в В)___________году.

 

Слова и даты:

1)  По­лоцк

2)  Менск (Минск)

3)  мо­на­хи

4)  епи­ско­пы

5)  1001

6)  1005

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

38.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

 

В конце XIX в. ве­ро­тер­пи­мость в Рос­сий­ской им­пе­рии вы­ра­жа­лась в А)___________при­знан­ных(-е) ре­ли­ги­оз­ных(-е) кон­фес­сий(-и). В Б)___________году был при­нят указ о ве­ро­тер­пи­мо­сти, ко­то­рым про­воз­гла­шал­ся(-ось) В)___________пе­ре­хо­да пра­во­слав­ных в не­хри­сти­ан­скую веру.

 

Слова и даты:

1)  ра­вен­ство перед за­ко­ном

2)  раз­ре­ше­ние пе­ре­хо­да из пра­во­сла­вия в

3)  за­прет

4)  право

5)  1905

6)  1907

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.